«И вышед оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Матф.15:21-28).

hananeyanka.jpg
В этой истории, Иисусу Христу, шедшему в окружении учеников и толп народа, встречается женщина Хананеянка и кричит Ему: «помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется». И далее написано: «Но Он не отвечал ей ни слова». Однако эта женщина всё же продолжает кричать, что даже ученики вынуждены просить за неё.

На первый взгляд выглядит так, как будто Иисус был чёрствым и равнодушным к страданиям язычников. Вообще, подобное поведение было нормой жизни для Иудеев, которые презирали язычников, считая их за ничтожных людей достойных только презрения. Но разве Господь тоже делит людей на нации, расы, касты и сословия? Неужели презрительное и высокомерное отношение народа Божьего к язычникам нравится Ему? Неужели это презрение, высокомерие и равнодушие есть принципы Царства Небесного? Конечно, этого ни как не может быть правдой и очень печально, что некоторые верующие совсем неправильно поняли Христа, проявляя презрение и высокомерие к тем, кто не таков, как они. Но что же Христос хотел этим сказать?

Вначале мы должны разобраться в корнях презрительного отношения Иудеев к язычникам. Как мы знаем, Господь избрал Себе один народ, чтобы на его примере показать, какие благословения получают люди, покорные Богу Израиля и Его законам. Процветание и благополучие этого народа должно было служить примером для остальных. Через них Господь хотел спасти «погибающих овец» из всех племён и народов. Но Евреи пренебрегли возложенной на них миссией и вместо того, чтобы славить Господа, показывая всем Его доброту, любовь и участливость, они возгордились от своей избранности и чувства собственной исключительности. И получилось так, что вместо того, чтобы имя Божье проповедовалось и прославлялось во всех народах, оно хулилось, так как высокомерие, презрение и чёрствость Иудеев отталкивала людей от Бога, закрывая им путь к Нему. Такое положение дел явно не могло устраивать Бога и мы знаем, что Иисус пришел исправить сложившееся положение. Но чем же объясняется такое «бесчувственное» обращения Христа с Хананеянкой?

«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Как понимать эти слова Христа? Неужели Иисус всё-таки, пришел только для Иудеев? Неужели все остальные народы недостойны милости? Нет, милость Божья не ограничивается одним народом, однако именно потомки Авраама были в завете с Богом и только они служили Богу Единому и только их ожидало обещанное в первую очередь. Прочим народам, которые служили языческим богам, приносили им жертвы, строили капища и не собирались служить Богу Единому, Господь ни чего не был должен. Все благословения касались только потомков Авраама.

Иисус не испытывал чувства брезгливости к язычникам, как это водилось у Иудеев, ведь всякое превозношение, неучтивость, высокомерие и не сострадательность, противоречит принципам Царства Небесного, которое Он проповедовал. Иисус всем сердцем хотел помочь Хананеянке. Его пауза в ответе этой женщине, не была проявлением черствости и брезгливости. Он просто проверял веру этой женщины, так как именно вера определяет истинного потомка Авраама имеющего право на Божьи обетования.

После долгой паузы, Иисус говорит женщине: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Может показаться, что под детьми Иисус подразумевает Иудеев, а под псами язычников. Но это совсем не так. Иисус неоднократно говорил, что потомка Авраама определяет не генетическая принадлежность к какой-то нации, а живая вера, поступки и дела Авраама. Так же и детей Божиих определяет не формальная принадлежность к какой-то религии, а соответствующие дела и поступки. Фарисеям же и книжникам, а так же прочим церковным «служителям» захватившим Моисеево седалище, что кичились своей богоизбранностью и богоподобностью, Он открыто говорит: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (От Иоанна 8:44).

«Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Эта фраза Христа была лишь проверкой того, к кому эта женщина относится, к детям Божьим или «псам». Если бы в сердце этой женщины не было веры, что Христос действительно Сын Божий, то она непременно бы возмутилась. Однако женщина не только не оскорбилась, но показала огромное смирение и веру в Господа, сказав: - «Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Это испытание выявило, что Царство Небесное уже достигло её и что плотская, эгоистичная натура и гордыня ей не руководит. Её вера не дрогнула, когда с самого начала увидела у Христа равнодушие, которое постоянно видела у Иудеев. Хотя она была Хананеянка, но Дух Божий пребывал в ней. Она была Хананеянкой лишь по плоти, а по духу она была израильтянкой. И только после этого испытания Иисус ей говорит: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». Если бы хоть сколько-то эгоизма, своеволия и гордыни было бы в ней, то оно не позволило бы ей так кротко себя вести. Она доказала, что является истинным дитём Божьим, а значит, имеет преимущества пользоваться Его дарами, которые полагались лишь «погибшим овцам дома Израилева».

Этот урок Христа учит нас тому, что Господь, как и в случае с Хананеянкой, отвечая на просьбу, всегда выдерживает паузу, проверяя нашу веру, проверяя, действительно ли мы хотим получить просимое и достойны ли этого. Или мы подобно книжникам, фарисеям и разным «псам», только внешне похожи на избранный народ. Этот пример учит нас просить у Господа настойчиво, твёрдо и неотступно, просить с верой до тех пор, пока не получим помощь. Простая задержка в ответе наглядно показывает Господу нашу веру, нашу неотступность и желание получить просимое. Эту проверку, как правило, не выдерживают притворные, поверхностные христиане, не полностью доверившиеся Господу и сердцем всё ещё живущие в мире сём.

Другими словами, Иисус на практике показал, что не тот израильтянин, кто по наружности таков, а тот, кто имеет живую, непритворную веру. Иисус разрушил преграду, воздвигнутую Иудейской надменностью и исключительностью. Он показал, что для Него признаком принадлежности к числу Его детей являются не национальность, не чин или церковная должность, а кротость, вера, смиренность, заботливость и незлобивость. Эти принципы Царства Небесного и должны руководить теми, кто хочет войти в Него. Те же, кто самовольно, лишь по генетическим признакам причисляют себя к семени Авраама, кто самовольно причисляют себя к церкви Божьей и к Его избранному народу, а при этом остаётся эгоистичными, злым, чёрствым, высокомерным, чванливым и задравшим нос, те в глазах Бога является «псами», недостойным обетований.

«Псы» в глазах Господа - это вовсе не какие-то определённые нации или расы, это те, кто отверг «отречение себя и смиренное следование за Христом, неся свой крест», «Псы» лишь прикрываются, скажем, формальной принадлежностью к какой-то церкви или религии. Они свою волчью, собачью, эгоистическую натуру прячут под овечью шкуру набожного верующего. Номинально став членом церкви, некоторые возомнили себя избранной кастой, особым народом, при этом ничего не предпринимая со своим «пёсьим», своевольным нравом. Иисус пришел дать все благословения лишь для тех, кто осознал пагубность греха и встал на путь исправления, являя только любовь, радушие и добро. Такие являются сынами в Его доме, так как во всём стали послушны своему Небесному Отцу, отображая в себе Его небесный характер, а не пёсий нрав сатаны.

Сегодня, иудейское высокомерие до точности повторяется в среде нынешнего Божьего народа, называющего себя христианами. Только повторяется в гораздо больших масштабах. Тот же дух высокомерия, разобщавший ранее Иудеев и язычников, действует и сегодня, воздвигая стены вражды между людьми разных церквей. Каждая конфессия считает себя исключительной, единственно верной и истинной, а всех остальных считает ложными, заблудшими отступниками, идущими в ад. Иногда можно заметить, как верующие разных конфессий «облаивают, кусают и грызут» друг друга, уподобляясь настоящим «псам». Возникшие стены не позволяют общаться христианам разных конфессий, имеющих различия в понимании пути к Богу. Нынешние верующие, как и во времена Христа, полны чёрствости, сухости и высокомерия. Они надменно воспринимают всех неверующих и верующих других конфессий и религий. Гордыня не позволяет им снизойти и проявить нелицемерную любовь Божью, показывая Его доброту и благость. Всё на что они способны, это обходить море и сушу, пропагандируя свои безжизненные догматы и правила, обращая людей в свою религию и делая их вдвое худшим себя. Но от кого они научились этому чванству, горделивости, надменности и амбициям? Точно не у Христа. Иисус проявлял Свою любовь одинаково ко всем: к блудницам, мытарям, слепым, больным, бедным, свободным и рабам. Он спасал, обращая к Богу всех, наставляя свернуть с пути эгоизма и греха всех заблудившихся «овец». Почему же христиане сегодня всё ещё культивируют эгоизм, почему отгородились друг от друга, раздробившись на конфессии и деноминации? Кто руководит этим разобщённым оркестром? Уж точно не Господь. Христиане, призванные прославлять имя Божье бескорыстными делами любви, уважения, снисхождения, радушия и доброты, напротив, показывают непримиримость, алчность, тщеславие, сребролюбие и горделивость, тем самым очерняя Бога и при этом нося Его имя. Поэтому Дух Божий сегодня как никогда призывает выйти «за стан» конфессиональных религиозных систем, чтобы не служить воле эгоистичных пасторов и руководителей, а служить только Богу, исполняя только то, что Он заповедал. А Он заповедал, - отречься себя, отречься собственного эго и служить только Богу и ближнему своему, а не себе любимым. Только покончив с эгоизмом, став на Христов путь любви и альтруизма, мы станем достойны Божьего обетования – Царства Небесного и уже здесь на земле войдём в Него. Без этого, будет только религиозная суета - одна лишь видимость служения Богу.