Это очередной урок Христа, рассказывающий о Царстве Небесном. Казалось бы, ничего назидательного в этом уроке нет, но это только на первый взгляд. Тем не менее, эта история учит нас быть сострадательными, долготерпеливыми, снисходительными ко всем, даже к тем, кто вроде бы этого не достоин.
Как мы понимаем из этой истории, Закхей был мытарем, другими словами сборщиком налогов. Мытари в ту пору были самыми презираемыми людьми, и считались грешниками, наравне с грабителями, вымогателями и разбойниками. Их настолько презирали, что не приветствовали и не посещали их дом. В ту пору, невозможно было даже себе представить, что Бог может проявить к таким людям хоть какую-то благосклонность. Тем не менее, Иисус говорит Закхею очень странные слова: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Иисус, являясь Сыном Божьим, имеющим власть прощать грехи, мог простить Закхея, но объявить его духовным сыном Авраама, это не укладывается в голове. Ведь сын Авраама, это человек в первую очередь имеющий веру и дела Авраама. Как же Иисус смог увидеть в явном грешнике – праведника? Мало того, Иисус говорит совсем уж непонятные слова: «ныне пришло спасение дому сему». Может Иисус обознался и по ошибке похвалил мытаря, не зная, кто он в действительности? Конечно же нет, Иисус знал кто перед ним.
Обратите внимание на то, что глазами Христа, Закхей выглядел праведным, а глазами всего народа – отъявленным грешником. В этом и заключается наставление Христа. Этим уроком Иисус учит нас смотреть не на должность, не на внешние признаки, а на внутренние. Иисус видел в Закхее человека, который любит праведность, но в силу обстоятельств был вынужден идти против совести. Ведь если призадуматься, то ведь никто так не пролил свет правды и любви на его жизнь. Он видел только укоры и оскорбления. Он привык, что все до одного хитрят, чтобы укрыться от налогов. Он видел, как те священники, что хвалились праведностью и богоизбранностью, на само деле, такие же грешники, как и все. Он видел лицемерие, притворство фарисеев и такое же как у всех нежелание платить налоги. Потому живя среди пройдох и обманщиков, он поневоле вынужден был быть хитрым, жестким и изворотливым. Живя среди волков, поневоле становишься волком и Закхей этому не исключение.
Получилось так, что те священники и те верующие, которые по идее были призваны к тому, чтобы приводить таких как он к Богу, наоборот, только отталкивали и, своим брезгливым и лицемерным поведением. К сожалению, сегодня так происходит повсеместно. Мало кто излучает свет своей праведной и безупречной жизнью, становясь примером чистоты, честности и святости. Потому, не видя света, многие вынуждены так и сидеть во тьме.
Закхею повезло, в отличии от многих сидящих во тьме. Ему повстречался Христос и протянул руку любви, благожелательности и прощения. Иисус не стал упрекать его в грехах и отчитывать как мальчика. Иисус не стал проклинать его и пугать вечными муками в аду. Но Иисус оказал ему честь, как отец блудному сыну. Иисус просто показал, какое Его Царство в которое Он зовёт. Иисус показал, что Царство Божие, это благожелательность, нелицеприятие, беспристрастность и благосклонность, даже к тем, кто этого не заслуживают.
Поэтому Закхей, в миг преображается. «Господи! «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Теперь он может быть тем, кем мечтал быть многие годы. Теперь в сердце Закхея появилась надежда, что и он теперь может войти в Царство Божие, ведь Царь этого Царства самый справедливый, самый нелицеприятный, самый благожелательный из всех царей.
Понимая этот урок Христа, мы больше никому не должны преграждать вход в Божье Царство, а даже наоборот, приглашать всех в Него, своим радушием и доброжелательностью, являя святость Христа.