prokajgenniy.jpg
«Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лук.17:11-19).

В этой истории Иисус говорит просившим исцеления прокаженным: «пойдите, покажитесь священникам». Тот факт, что не дойдя до священников прокаженные очистились, свидетельствует о том, что исцелил их никто иной, как Христос. Но почему Он осуществил чудо исцеления так скромно? Казалось бы, если Иисус является Наставником, Сыном Божьим и великим Пророком, то Он, исцеляя прокаженных, должен был бы, скажем, произнести какие-то высокие слова, величественно поднять руки к небу, возложить их больных. Т.е. Иисус должен был по логике поступить так, как обычно поступают великие целители. Однако Иисус ничего подобного не сделал.

С человеческой точки зрения, выполняя миссию спасения мира, Христос должен бы иметь заинтересованность в том, чтобы Его чудеса получили как можно большую огласку. Тогда на Него обратило бы внимание гораздо большее количество людей, и как следствие, истина, с которой Он пришёл, получила бы наибольшее распространение. Но почему же Христос не воспользовался этим шансом? Ведь нынешние «великие проповедники и целители», такого шанса не упускают, а наоборот, если какое-то исцеление или чудо происходит, то они стараются предать этому как можно больше огласки. Они нередко раздувают из мухи слона, чтобы их авторитет и количество поклонников росли. Почему же Христос, по понятиям мира сего, поступил так опрометчиво и казалось бы, неразумно? Чтобы нам глубже понять, такую «неразумность» поведения Христа, давайте обратимся к аналогичному событию, из 4-й Книги Царств.

«Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (4 Цар.5:8-14).

В этом отрывке, мы видим странное поведение пророка Елисея, чем-то схожее со странным поведением Христа. Приезжает большой военачальник к пророку. Этот военачальник привык получать почести, уважение, но пророк не оказывает ему никаких почестей, более того, даже не встречает его, а посылает слугу. Казалось бы, выйди человек Божий из дома, торжественно встреть, прими, поставь его и величественно возложи руку, сделай какой-то особый обряд, произнеси некоторые высокие слова, чтобы это было пышно, торжественно, по-человечески возвышенно. Тогда Нееман, возможно понял бы, что Царство Божье – это важность, громкие возвышенные слова и некий таинственный ритуал. Но Елисей поступает странно. Он сам Нееману совсем не уделяет внимания, а посылает слугу передать слова: «Пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист».

Т.е. по человеческим понятиям, по понятиям мира сего, пррок поступил тоже как-то неразумно и нелогично. В представлении Неемана, как и в представлении преобладающего большинства людей, святость и духовность заключается в помпезности, в высокопарных фразах, в величественном виде, в таинственных действах и в золочёных одеждах. Поэтому Нееман в разочаровании сказал: «Вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу».

Многие религиозные деятели мечтают о пророческом даре, даре исцеления и чудотворения. Но эти дары им часто нужны только для возвышения и доминирования над другими. Их часто влечёт не продвижение дела Божьего, чем они умело прикрываются, а влечёт слава, почёт, власть, деньги и земные блага. В погоне за количеством последователей и членов церкви в ход идут все приёмы, от искажения Писания до откровенной лжи. Но те ли это «плоды», которых ожидает Бог от Своего виноградника? Разве огромные толпы верующих, слепо пошедших за чудесами, исцелениями и видящих в Боге только средство решения своих земных проблем, и есть то, чего ожидал Господь, полагая Себя на алтарь? Нет, Господь приходил совсем не для этого. В этом и кроется разгадка странного поведения Христа, пророка Елисея и всех тех, кто «не от мира сего».

Все мы знаем, что восставший мир, обольщённый дьяволом, стал руководствоваться эгоистичными желаниями, где каждый заботится о себе и нередко делает это за счёт других. Однако в Божьем Царстве не может быть такой дисгармонии, т.к. там нет места греху и эгоизму. Иисус проповедовал Своё Царство для тех, кто устал от этого падшего мира, где похоть и страсть доминируют над моралью и нравственностью. Вся жизнь Христа была проповедью этого Царства. Он проповедовал, что в Царстве Божьем нет «шишек» и начальства задравшего нос, напротив, там каждый почитает другого большим себя и служит другим, а не себе. Иисус Своим примером пытался объяснить нам, что такое Царство Небесное. Он пытался сказать нам, что Его Царство, это не страна, не государство где-то во вселенной, на далёкой планете. А Его Царство, это прежде всего состояние нашего возрожденного духа, руководствующегося Божьими принципами любви, снисхождения, святости, доброты и милосердия.

«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21). Эти слова Христа нам говорят, что Царство Небесное не там и не там, и не надо за ним гоняться, так как оно внутри нас. Признаками того, что в человеке есть Царство Небесное, является доброта, любовь, радушие, сострадательность, бескорыстие, а также простота и скромность. Именно это отличает «Вышних» от людей мира сего. Поведение того, кто живёт по принципам Царства Небесного, порой непонятны людям мира сего, но если мы хотим, чтобы нам открылся свободный вход в Царство Христа, то должны понять Его простые правила.

Кажущаяся нам «странность» в поведении Христа объясняется тем, что Он был не от мира сего, а потму руководствовался принципами Царства Небесного, которые являются сутью Его естества. Для жителей Небесного Царства противоестественно самопрославление, самовозвеличивание, помпезность, бравада и хвастовство. Всё то, что кажется великим по человеческим понятиям, противоестественно для Царства Небесного. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук.16:15). Если христианин постоянно подчеркивает свою исключительность, своё высокое образование, кичится своим даром, духовной степенью, то это говорит только о его высокомерии, гордости, бахвальстве, но никак не свидетельствует о его принадлежности к Царству Небесному. В глазах людей кажется таким великим, когда человек именуется профессором богословия, бакалавром, доктором теологии, президентом церквей или миссий. Этим умело пользуются те, кто преследуют исключительно земные цели, но для неба эти регалии и «погоны» совершенно ничего не значат, а только говорят о духовном падении того, кто самовозвышается.

Ещё также стоит обратить внимание на одну деталь. Прокаженные, обращаясь к Господу, сказали: «Иисус Наставник! помилуй нас». Эти слова говорят, что они выделили Его из всех людей, признав в Нём великого Учителя, Наставника и Сына Божия, способного исцелить их. Но Иисус не принял эту славу, а в простоте, без всякой помпезности сказал им: « Пойдите, покажитесь священникам». Заметьте, Он не сказал: «Да, действительно, Я - наставник, Мессия, Спаситель, Целитель и правильно, что вы пришли ко Мне, а не пошли к этим священникам». Он даже намёком не пытался унизить священников, которые были больны фарисейством, формализмом и лицемерием. В этом Иисус проявил скромность и нежелание возвышаться над другими. Его поступок, Его высоконравственное поведение характеризует то Царство, в которое Он нас и приглашает.

Вспомним, когда богатый юноша подошел к Иисусу и обратился: «Учитель благий…», то Иисус сказал ему: «Никто не благ кроме Отца Небесного». Иными словами: «Никто, кроме Отца Небесного не благ, в том числе и Я». Почему же Он сказал, что Он не благ, когда Он столько сделал в Израиле добрых дел, исцелений и чудес? Такого благого, т.е. доброго человека, как Иисус, на земле никогда не было. Он мог бы сказать: «Да, действительно Я благ». Но Он ответил: «Никто не благ (включая и Меня), кроме Отца Небесного». Именно в этом скромном, кротком ответе и заключается небесное благородство по-настоящему духовного и великого человека.

Кротость, смирение, послушание и вера есть то, что действительно велико в глазах Неба. И Бог вознаграждает тех, кто следует Его наставлениям, и это мы видим на примере этих десяти прокаженных. Мы не можем даже себе представить мучительную жизнь людей, пораженных проказой, представить их страдания, муки, лишения и унижения. Они живут, ежедневно ощущая жуткую боль от язв проказы, не имея никакой надежды на исцеление, так как эта болезнь практически не излечима. Но с приходом Христа у них появилась надежда, так как слухи о Его доброте и сострадательности повсюду распространялись молниеносно. Конечно, не просто поверить, что кто-то может исцелить неизлечимую болезнь. И не просто поверить в то, что какой-то человек вообще на это способен. Но прокаженные сумели поверить, что Христос не просто человек, а Сын Божий, имеющий возможность и силу им помочь. Вера в Спасителя - это были первые ростки Царства Небесного внутри прокаженных. Услышав ответ: «Пойдите, покажитесь священникам», они не начали возмущаться: «Что это за отношение, что за пренебрежение. Куда Он нас посылает»? Но прокаженные доказали, что их вера тверда. Они проявили послушание Тому, в Кого поверили и проявив смирение, повернулись и направились к священникам, как послушные дети. Результатом их веры явилось полное исцеление. Подчинив свои сердца Господу, они сразу ощутили плоды жизни принципами Неба.

«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лук.17:17-19). Здесь Иисус обращает наше внимание на то, что из десяти исцелившихся только один возвратился воздать славу Богу. Т.е. что касалось исцеления тела, прокаженные проявили послушание и веру. Они беспрекословно пошли, подчиняясь словам своего Наставника, и исцелились по дороге к священникам, даже не дойдя до них. Следовательно, у них не могло быть сомнений, что исцелил их Христос. Но почему же они не возвратились воздать славу Богу? Ведь не требовалось платить деньги.ю что то отдавать или сделать что-то невозможное. Могли бы они просто из чувства благодарности за избавление от мучений, сказать простое «спасибо» Христу, воздав славу Богу? В чём же причина такой неблагодарности? Из десяти прокаженных поблагодарить Христа возвратился только один, причём самарянин. Значит, скорее всего, остальные прокаженные были Иудеи. И хотя Иудеи и Самаряне не общались, но проказа всех их уровняла в правах, опустила на один уровень с именем «прокаженный». Иудеи - это избранный народ Божий, знающий Бога и имеющий Его наставления. Но почему-то только иноплеменник, далёкий от Бога и Его обетований, возвратился воздать славу Богу.

Разве генетическая принадлежность к избранному народу, автоматически делает его членом Царства Небесного? Мы видим, что нет. То, что кто-то от рождения Иудей, обрезанный по всем правилам, ещё не является доказательством того, что с ним Бог. Если кто-то считает, что поскольку он член «истинной церкви», что он тридцать, сорок лет верующий, что он пастор или миссионер, то это дает ему право на Царство Небесное, то этот человек глубоко заблуждается. Все перечисленное вовсе не говорит о том, что таковой в Царстве Небесном, и Оно в нем.

Вроде бы все прокаженные проявили поначалу признак того, что они в Царстве Небесном, так как они в послушании пошли к священникам и, благодаря их послушанию и смирению произошло исцеление. Но послушание, достаточное для их исцеления их тела, не было достаточным для их спасения. На их телах действительно произошли перемены, проказа исчезла, но готовность изменить свою жизнь, свою душу проявилась не во всех. Все десять прокаженных хотели исцелить своё тело, но исцелять свою душу они не желали.

Факт исцеления был не случайностью, а чудом, явленным Самим Богом. Если вдруг случается, что Господь проявляет Свою Силу и исцеляет какого-то человека, или через него исцеляет другого, или даёт видение, или проявляет через него какое-то чудо, то обычно люди рассуждают так: «Раз Бог так через меня действовал, то значит, я точно в Его руках». Христос же этим уроком нам ясно показал, что факт исцеления еще вовсе не значит, что ты с Богом. Например, если президент страны подал вам руку при встрече, то это вовсе не говорит о том, что вы теперь друзья. Также, если вы имеете какой-то из даров Святого Духа, это вовсе не говорит о том, что вы теперь имеете «бронь» на небеса. Вам была лишь авансом явлена милость Божья, но не для удовлетворения вашего тщеславия, а в помощь церкви. К сожалению, большинство это понимают совсем не так.

Возможно, что оставшиеся девять прокаженных думали, что проявленная Богом по отношению к ним милость, автоматически возвела их в ранг «святых», обеспечивая гарантированный билет на небеса. Возможно, они просто забыли или физически не смогли поблагодарить Господа. Однако, скорее всего, причина такой неблагодарности была в нежелании пустить Бога внутрь и позволить Ему навести там порядок. Многие согласны платить десятины, выделить день для похода в церковь, выделить час для молитвы и чтения Библии, оставить явные грехи, такие, как пьянство, курение, воровство, но на этом их участие в завете с Богом ограничивается. Они полагают, что отдав некую «дань», в остальном могут уже жить для себя. Обольщение приводит к тому, что Царство Небесное внутри их не созидается, следовательно, к жизни в вечности они не готовы, так как не согласились жить по принципам Неба на земле. Так и многие, подобно этим прокаженным, желают только исцеления тела, но не души.

Маленькая история, а сколько деталей, которые говорят нам о том, что есть Царство Божие и что его признаки - это скромность, кротость, благоговение и живая вера. Иисус оставил нам много примеров, чтобы мы, читая эти слова, могли привести свою жизнь в порядок. На простых примерах Иисус показывал те принципы, которые мы должны хорошо усвоить, если хотим живя здесь, войти в Царство Небесное. Он показывал, что нужно для того, чтобы быть достойным вечной обители, и мы должны быть прилежными учениками в Его школе, если хотим, чтобы Он нас принял в Своё Царство.