Если внимательно исследовать книги Библии на предмет понимания того, кто такой сатана, то в итоге приходишь только к одному выводу: никакого сатаны, как личности не существует. Причём не только не существует, но и никогда не существовало. Вы наверно возмутитесь и скажете: «Но как же так, Библия почти на каждой странице упоминает то дьявола, то сатану». Действительно, Библия часто упоминает сатану, но она нигде не говорит, что он реально существующая личность.

Вспомним случай, когда апостол Петр начал советовать Христу пожалеть Себя и избежать того, что было уготовано. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» Матф.16:21-23.

Обратите внимание на эту странность, ведь Иисус, в данном случае сатаной называет самого апостола Петра. Если сатана, это некий злой гений потустороннего мира духов, то какой смысл его именем называть Петра? Каждому человеку свойственно ошибаться, но это не как не превращает его в предводителя и родоначальника зла. Следовательно, поведение Христа, называющего Петра сатаной, оправдано только в одном случае, если сатана, это не личность, а некое обобщенное понятие внутреннего человеческого зла и противления воле Божьей.

Также вспомним, что Иисус однажды дьяволом назвал Иуду Искариота, а фарисеев называл сынами дьявола. Это в очередной раз подтверждает, что сатана, это никакая не личность, а обобщенное внутреннее зло. К тому же, в Библии такие слова как сатана и дьявол, всегда пишутся с маленькой буквы, ведь сатана на греческом зыке означает противник, а дьявол, означает - клеветник.

И прежде чем начать разбирать другие тексты Библии, сначала давайте выясним, что такое сатана, которого люди часто рисуют с ослиными рогами, копытами и хвостом. В Библии сатана впервые появляется в книге Бытие, в виде коварного змея, обольстившего людей. Но на самом деле, не было никакого змея, ведь говорящих змеев не существует и никогда не существовало, т.к. это абсурд. Также не было никаких волшебных деревьев посреди рая, одно из которых даёт вечную жизнь, другое несёт смерть. Мы же взрослые люди и понимаем, что не существует и не может буквально существовать такого дерева, плоды которого могут давать вечную жизнь. Змей, дерево жизни и дерево познания добра и зла, это лишь аллегорические образы, означающие духовные явления, но никак не буквальные. Дерево жизни олицетворяет жизнь в Боге, т.е. жизнь по Единым Законам мира, порядка и гармонии. Дерево смерти, олицетворяет жизнь блудного сына, который покинул отчий дом и решил жить без Божьих законов и норм морали.

В этом мы разобрались. Осталось выяснить, кто этот проклятый змей, который посоветовал нашим предкам покинуть дом Отца и уйти в свободное плавание, по морям беззакония и вседозволенности. Этот змей, есть не что иное, как свобода выбора, которой неотъемлемо наделены все разумные существа. Говоря простым языком, в каждом разумном существе, есть внутренний червяк, который предоставляет ему право выбирать, либо жить в гармонии по единым правилам бытия, либо жить в хаосе, без чётких правил и ном морали.

Наши прародители сделали неверный выбор, выбрав безбожие и беззаконие. Но мы сейчас говорим не об этом, а о том, что такое змей. Так вот, змей этот, что существует в каждом человеке в виде свободы выбора и есть тот пресловутый сатана, т.к. люди сделали выбор в пользу безбожности. Отлучившись от Бога и Его единых законов, человек сам превратился в бога, точнее в некого капризного и взбалмошного божка (станете как боги), который по большей части не считается ни с какими законами и правилами. Вот этот выбор человека, вследствие которого человек захотел жить вне единых Божьих законов и есть тот самый сатана и дьявол, а не как не личность загробного царства. И сатана этот, как вы понимаете, живёт в каждом человеке, в той или иной степени. Именно поэтому, когда Пётр посоветовал Христу бросить свой крест, Иисус называет его сатаной, ведь он в данном случае Пётр говорил с позиции своего эгоистичного, себялюбивого эго.

Теперь давайте приступим к поэтапному разбору Библейских стихов, чтобы ещё раз подтвердить тезис о том, что сатана, это не личность, а внутреннее человеческое безбожие.

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» Иоан.8:44.

Читая эти слова Христа, на первый взгляд может показаться, что Он действительно говорит о некой загробной личности, которая каким-то образом породила лукавых и лицемерных фарисеев. Но если присмотреться внимательно, то Иисус вовсе не говорит о дьяволе как о личности, а как раз наоборот, говорит о дьяволе, как об обобщенном человеческом зле. Обратите внимание, что дьявол, по словам Христа, был человекоубийца от начала. Но ведь мы знаем, что человекоубийцей от начала является Каин, первый сын Адама. Именно он совершил первое библейское убийство, когда убил своего брата Авеля. Причём причиной убийства было негодование Каина, что его брат является праведным и послушным Богу. Следовательно, обращаясь к фарисеям, Иисус под дьяволом подразумевает именно Каина. Т.к. именно Каин является духовным праотцом всех фальшивых верующих. Точно так же, как истинно верующие являются духовными сынами Авраама, все притворно набожные верующие являются сынами Каина. Следовательно, в данном случае речь идёт исключительно о Каине, причём его фарисейское лицемерие и есть тот дьявол, о котором мы говорим.

«Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» Откр.2:9,10.

В данных строчках речь идёт о самозваных Иудеях, которые, по мнению Христа, есть сатанинское сборище. Не следует думать, будто это какие-то особенные Иудеи, которые поклоняются некому потустороннему существу. Также не следует полагать, будто они совершали мистические обряды, спиритические сеансы и жертвоприношения. Совсем нет, речь идёт об обычных Иудеях, которых Иисус, как мы уже говорили, метафорично называет сынами дьявола. Ведь на самом деле, они являются сынками дьявола исключительно в иносказательном смысле, т.к. поступают безбожно.

Вот и в данном случае, Иисус Иудеев называет сборищем сатанинским не потому, что они поклоняются сатане, а потому, что делая видимость поклонения Богу, на самом деле поклоняются мамоне, т.е. поступают своекорыстно, алчно, сребролюбиво, лживо, лицемерно и двулично.

Осталось выяснить, какой такой дьявол, будет ввергать церковь в темницу. Так дьявол этот, это обычные люди, которые движимы ненавистью к церкви Божьей и это точно такие же люди, которые когда-то пылали ненавистью к Христу и в итоге убили Его. Не чёрт с рогами убил Христа и потом преследовал Его последователей. Всё зло на земле творят сами люди, движимые жаждой власти, славы и денег. Вот это своекорыстное беззаконие и есть тот самый сатана, что живёт в людях.

«И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» Откр.2:12-13.

В этом тексте дважды повторяется мысль, что престол сатаны находится в городе Пергаме. Но ведь сатана, если уж на то пошло, это бестелесный дух и его престол никак не может находиться на земле. Всё дело в том, что Пергам на тот момент был столичным городом, а значит, в нём располагалось правительство страны. Судя по всему, это правительство отличалось особой ненавистью к последователям Христа, раз церковь подергалась испытаниям, что даже был умерщвлен верный свидетель Антипа. Именно это правительство, движимое жаждой власти и безжалостно устраняющее всё, что угрожает его правлению и есть тот сатана. Следовательно, выражение, что в Пергаме находится престол сатаны, вполне уместно и вполне в духе книги Откровение, говорящей иносказательным языком. А значит и в данном случае, сатана вовсе не персонаж астрального измерения, а вполне обыденный человеческий порок.

«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» Откр.20:1-3.

Обратите внимание, что дьявол, сатана, древний змей и дракон, это одно и то же. Напомню, что дракон имеет семь голов и десять рогов. Исходя из контекста книги Откровение, рога символизируют мирских правителей, ти.е. царей, а головы символизируют религиозных правителей. Следовательно, дракон, это вовсе не персонаж мира духов, а вполне земная империя, точнее это те властные правители, что будут противодействовать воцарению Христа на земле. Что ещё раз подтверждает истину о том, что сатана, это внутренне человеческое зло. В данном случае, сатана, это неуёмная тяга мироправителей к власти, ради которой они готовы на любое преступление.

И ещё обратите внимание, что этот самый дракон, сначала будет связан, а потом выпущен. Если бы сатана представлял собой личность потустороннего мира, который является зачинщиком всякого зла, то Господь Бог его давно бы связал и уничтожил. При этом однозначно не стал бы его осознано освобождать. Но в том то и дело, что сатана это не личность, а внутреннее человеческое своеволие и безбожие, а значит, его невозможно уничтожить, не уничтожив при этом самих людей. Поэтому связать сатану, как внутренне зло, можно только одним способом, это когда люди сами, добровольно и осознано покорятся Богу и Его законам. Что и произойдёт с возвращением Христа на землю. А освобождение сатаны, означает, что под конец тысячелетнего царства, снова вновь своевольники и безбожники, которые захотят снова жить без Бога, в грехах и пороках. Они, как мы знаем, поднимут восстание, чтобы снова вернуть себе власть, отняв её у Христа, но будут окончательно нейтрализованы. После этого сатана будет уже окончательно связан. Но он не будет уничтожен, ведь невозможно уничтожить свободу и право выбора. Сатана будет связан тем, что люди окончательно изберут жизнь по единым Божьим законам, в любви и уважении друг к другу.

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?» Иов.1:6-9.

Комментируя книгу Иова, нужно сразу обозначить, что это притча, т.е. назидательный художественный вымысел, который не как не мог произойти в реальности. Ведь если бы такой противник Бога реально существовал, то Господь никак бы не стал вести с ним диалог и тем более не стал заключать с ним какие-то пари. В этой притче выглядит так, что сатана, будто вообще является инструментом Бога и даже совершает некое нужное дело. Но ведь это совсем не так. Поэтому то, что сатана существует и даже смеет являться на аудиенцию к Богу, является чистейшей фантазией автора. Цель этой притчи в том, чтобы наставить верующих твердо переносить скорби и никогда не сетовать и не роптать на Бога.

«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» Иак.1:13-15.

Заметьте, апостол не сваливает всю вину на некого сатану, ведь каждый искушается собственной похотью. Именно эта похоть зачав, рождает грех. Так вот, эта внутренняя необузданная похоть, желание врать, лицемерить, превозносится, искать власти, славы и денег, на самом деле и есть на внутренний сатана. И он живёт не в астральном мире, а в нас самих и даже нами и является.

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» Ефес.2:1-3.

В этих строчках речь идёт про некий дух зла, господствующего в воздухе. Но обратите внимание, что действует он в «сынах противления». Т.е. он действует не снаружи, а внутри людей. И действует он, как видим, «исполняя желания плоти и помыслов». Другими словами, всё зло в мире не от какого-то мистического персонажа, а от необузданных человеческих желаний. Стоит только укротить эти страсти, как князь мира сразу же теряет свою силу. В том то и дело, что князь этот, есть наше же своеволие. Стоит только покориться Богу и Его законам, как князь этот будет связан и выброшен вон.

«Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» Лук.10:18.

Эти слова Христа не следует понимать буквально, ведь падение сатаны с неба, произойдёт лишь перед самым Его вторым пришествием. Подробно, этот вопрос рассмотрен в книге: «Толковании книги Откровение» в 12 главе. Падение сатаны с неба, это же и низвержение дракона на землю. Небо, в контексте книги Откровение, это истинная церковь Христа, которая явится в виде жены облеченной в солнце. Так вот, низвержение сатаны, это есть полное изгнание из церкви всех притворных христиан, вкравшихся в неё ради власти и личной выгоды. И хотя это произойдёт в далёком будущем, Христос задолго до этого уже предвидел неизбежное. Он положил твердое основание, посеял семя, осталось только дождаться, когда семя попадёт в добрую почву.

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» Матф.4:1-10.

Чтобы понимать эти строчки, нужно иметь ясное представление, что такое «тайна благочестия». Подробно этот вопрос рассмотрен в теме «Человеческая плоть Христа». Вопрос этот обширный, потому сейчас мы его касаться не будем. Разве только кратко попробую разъяснить, не особо вдаваясь в детали.

Как мы знаем, Христос преимущественно говорил притчами, и даже написано, что «без притчи не говорил им» Матф.13:34. Так вот, искушение Христа в пустыне, это тоже притча, точнее это иносказательный рассказ, показывающий, что Христос так же как мы подвергался искушению. Метафорическая беседа Христа с дьяволом, это внутренняя борьба Христа с внутренним своеволием. Это борьба с собственным эго, которое склоняло Христа к жизни вне Бога Единого, т.е. склоняло к жизни обособленного божка.

Почему Библия не говорит открыто, что сатаны не существует?

Первая причина в том, что земным людям трудно понимать духовные вещи. Именно поэтому детям, пока они неразумны, рассказывают поучительные сказки до тех пор, пока они не начнут понимать. Неразумному человеку проще представить сатану в виде какого-то существа с рогами, чем в виде неотделимой части себя.

Вторая причина заключается в том, что истина о том, что зло, это сами люди, может очень сильно не понравиться людям. Такую истину могли бы уничтожить, а вместе с ней уничтожить и Библию. А если она была бы уничтожена, тогда мы бы никогда не прочли притчи Христа и не поняли их суть. Вот именно для того, чтобы Библия сохранилась и дошла до нас неповрежденной, она и говорит языком притч, образов, аллегорий и метафор. Иносказательный язык уберегает истину от уничтожения. Ведь если плотский человек не понимает Библию, то и уничтожать её не будет, т.к. она не представляет для него угрозы. Духовный же человек, без труда разгадает притчи, т.к. имеет духовное мышление.

Не каждый человек способен спокойно воспринять мысль о том, что сатана, это он и есть. Ведь всё зло на земле творят исключительно сами люди. Багряный дракон, ужасный зверь из бездны, древний змей и стана, это всё сами люди. Те люди, что однажды распяли Христа, что постоянно убивали праведников и пророков, что сжигали и пытали инакомыслящих на кострах. И вот, чтобы раньше времени не провоцировать двуличных священников облаченных в рясу, и придуман образ некоего сатаны, как мифического злобного существа, на котором лежит вся вина. А потому лицемерным фарисеям нет никакой необходимости уничтожать Библию, ведь она их напрямую не изобличает.

Как победить сатану?

Чтобы победить сатану, самое важное понимать его природу. Нужно понимать, что стана это не астральная сущность, а это то, что внутри нас. Сатана, это наша безбожность, заключающаяся в своеволии, т.е. в противлении воле Божьей, ради исполнения свой воли. Поэтому, чтобы победить сатану, нужно полностью покориться Богу. Т.е. нужно как блудный сын осознать свою ошибку и вернутся в дом отчий. Но чтобы быть принятым в этот дом, нужно осознать всем сердцем и всею душой, что в этом Божьем доме действуют единые общие правила, благодаря исполнению которых и достигается мир, гармония и благополучие. Эти общие правила возвестил Иисус Христос. Говоря кратко, они следующие: отречься себя, умалится как дитя, быть скромным, кротким и нищим духом, быть меньшим, слугою и рабом, служить другим и думать в первую очередь о благе ближнего. Пока мы этого не осознаем и не начнём жить по правилам Царства Небесного, ни о какой победе над сатаной внутри себя речи быть не может. В конечном итоге, этот сатана всё равно будет связан и брошен в озеро огненное. И если он останется внутри нас, то он будет уничтожен вместе с нами.