goluby.jpg
Наверно никто не будет спорить с тем, что Дух Святой - это наш внутренний Наставник, Учитель и Утешитель. Дух Святой в нас присутствует Своим голосом (мыслью), давая нам наставления и советы, а также давая духовные силы противостать злу и греху. Осталось выяснить, чей это голос: Бога Отца, Иисуса Христа или третьей личности с именем Дух Святой. Прочитаем следующие строчки:

«А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор.2:10-16).

"Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне " (Иоан.15:26);

"Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Матф.10:20).

В вышесказанных стихах говорится о том, что Дух Святой - это Дух, принадлежащий Самому Богу Отцу, поэтому очень часто Дух Святой в Библии называется Духом Божьим. Также Дух Святой, иногда именуется как Дух Христов, что указывает на то, что Он также принадлежит и Иисусу Христу. «Святым» Дух Божий или Дух Христов назван потому, что Он на земле совершает работу освящения в людях, которые хотят и позволяют Ему это делать.

"Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его" (Рим.8:9).

Из этого стиха видно, что Дух Божий и Дух Христов - это один и тот же Дух. Как это понять? Дело в том, что Бог Отец и Бог Сын имеют один и тот же Дух (мысли, убеждения). Т.е. они всегда находятся в одном Духе, имеют одинаковые мысли, убеждения и принципы жизни. И хотя они совершенно разные Личности, но они одного Духа. Этот Дух, общий для Отца и Сына и называется Духом Святым. Следовательно, Дух Святой, это не обособленная личность, а это единый Дух (образ мыслей) Отца и Сына.

Нигде в Библии не говорится, что Дух Святой - это третья обособленная личность. И хотя бесспорно, что Дух Святой это Личность, но этой Личностью является Сам Бог Отец и Его Сын, которые, как мы знаем, едины. Дух Святой - в этом смысле является Личностью, представленной Личностью как Бога Отца, так и Личностью Иисуса Христа.

Дух Святой в нас - это не присутствие в нас некой личности, хотя в некотором смысле это и так, а Дух Святой в нас - это присутствие в нас Божьего голоса, совета, мысли, наставления, учащего и увещевающего нас. Дух Святой - в смысле Дух Отца и Сына - излился на людей не только после воскресения Христа, Он всегда был на земле. Вы скажете, как Дух Христов быть мог на земле до прихода Христа на землю? Но ведь Библия ясно даёт нам понять, что Дух Христов (Дух Святой) был на земле всегда. Это подтверждают следующие строчки:

"Исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу" (1Петр.1:11).

Вывод такой: слова «Дух Святой», «Дух Божий» и «Дух Христов» - это синонимы, имеющие одно значение.

Верующие часто под Духом Святым подразумевают отдельную, обособленную личность, мотивируя это тем, что в Библии Дух Святой наделён качествами Личности. Да, но эти качества Личности принадлежат Богу, и их не следует понимать, как качества чего-то отдельного, обособленного.

«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11). Видите? Иоанн Креститель обещает, что Иисус будет крестить людей Своим Святым Духом, а не Дух Святой, сам по себе будет крестить их. Чтобы понять эту фразу, нужно понимать смысл фразы «крестить». Об этом можно прочесть в теме «Крещение».

Природа и проявление Духа Святого.

Так какова же природа Духа Святого в нас? Дух Святой - это голос, мысль Бога в нас. Причём, это голос не только Отца, но и Сына в равной степени, так как Они едины в Духе. «Я и Отец — одно» (Иоан.10:30).

«Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Матф.16:17).

В этих строчках Бог Отец открыл Петру истину о Христе и сделал это посредством Святого Духа (через мысль). Нам не рассказано точно, что такое Святой Дух, то ли это служебные духи (ангелы) доставляют нам мысль Бога, то ли это нечто подобное радио-эфиру, доставляющему нам знание от Бога. Но ясно одно, что Дух Святой - это некая двухсторонняя «радиосвязь» между Богом и людьми. Цель Духа Святого - донести до нас мысль, знание, увещевание Бога Отца и Сына.

"Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Иоан.16:14-15).

Здесь ясно говорится, что Дух Святой берёт мысль у Отца и Сына и возвещает нам. Дух Святой, это не отдельная личность, а только средство доставки Божьей мысли нам.

«Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого» (1Фесс.4:8); «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4:30) Здесь также подтверждается, что Святой Дух - это Дух Самого Бога, а точнее, Сам Бог, говорящий нам.

Хула на Духа Святого.

«И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится»
(Лук.12:10).

Сторонники того, что Дух Святой, это обособленная личность, очень часто используют этот стих в доказательство своих убеждений. Мало того, они говорят, что раз человек не признаёт то, что Дух Святой это личность, то тем самым он хулит Дух Святой. Это происходит от того, что люди не понимают природу Святого Духа и не понимают, что является хулой на Него.

Обратите внимание, что хула на Христа простится, а хула на Святого Духа нет. Почему? Разве потому, что Дух Святой, как личность, очень обидчив и раним? Неужели Христос может найти в Себе силы простить, а Дух Святой нет? Вам не кажется это странным?

Дело в том, что мы должны иметь представление, по какой причине хула на Духа Святого не может быть прощена. Дух Святой, как мы уже говорили выше, это определенная мысль, убеждение, учение, принцип, закон, увещевание, данное от Самого Бога. Если человек хулит просто чьё-то имя, то он, скорее всего, делает это по неведению, по незнанию. Потому хула любого имени может проститься, если человек осознает ошибку. Но, если человек хулит уже не просто имя, а само учение, сами принципы Божьей любви, то он делает это уже осознанно, со знанием дела. Такая хула уже не может проститься, так как человек окончательно определился в выборе образа своей жизни.

К примеру, одно дело, когда человек совершал грех по неведению, а другое дело, когда он грешит осознанно, зная, что это непростительное зло. Одно дело, когда человек хулит Бога, не ведая Его, а другое дело, когда он хулит Бога осознанно, противясь Его морально-нравственным принципам. Такая хула не имеет места для прощения, потому что человек уже созрел в своём беззаконии и не может обратиться к Богу. Потому хула на Духа Святого, в смысле хула на Божьи убеждения, принципы, моральные устои, не может проститься никогда.

Крещение Духом Святым.

Незнание природы Святого Духа, тянет за собой другие ложные выводы о Нём. В частности, крещение Духом Святом очень часто сводится только к какому-то одномоментному, непонятному ритуалу. Мол, принял крещение Духом Святым в церкви, значит, «крещен Духом Святым». Обманутые этим люди полагают, что раз они крещены Духом Святым, значит, у них с Богом всё в порядке. Но это обман.

Что такое крещение вообще? Подробно этот вопрос освещает специальная тема «Крещение». Но если говорить кратко, крещение происходит от слова «крестить» (баптис - греч.), в переводе – «утоплять, погружать». Т.е. синонимами слову «крестить» в Библии являются слова «утоплять», «умерщвлять», «распинать». Итак, крестить - это значит что-то отвергать, удалять, умерщвлять.

Когда Дух Святой говорит, указывая нам на наши грехи и пороки, то мы должны это «крестить», т.е. должны распинать, умерщвлять, топить. Например, если мы украли, то Дух Святой скажет: «Не укради». И мы, если услышали Его голос внутри, должны отвергнуть, утопить, распять своё желание украсть. Так происходит крещение Духом Святым, и это не одномоментный обряд, а это процесс «чистки», освящения, который будет продолжаться до полного нашего очищения. Те, кто «ослеплены и усыплены» тем, что уже крещены Духом Святым, как правило, не имеют осознания необходимости очищения, так как полагают, что уже привели все дела в порядок. Но если они всё ещё грешат, значит, стали жертвой очередного религиозного обмана.

Отсюда и дежурный вопрос, который обычно задают людям такие обманутые: «А вы крещены Духом Святым»? Такой их вопрос уже говорит о том, что они не понимают, что означает крещение.

Сила Духа Святого.

Дух Святой обладает силой, и эту силу Он даёт нам, но в чём эта сила заключается? Допустим, вы имеете страсть к телевизору и никак не можете удержаться от просмотра сериалов. Скажите, чтобы выключить телевизор, каких сил вам недостаёт? Явно, что не физических, ведь, если у вас хватило сил включить телевизор, то и выключить его, наверняка, вы сможете. В борьбе с грехом и пороком нам недостаёт именно духовных сил. Вот этой силой и наделяет нас Дух Святой.

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).

Конечно, Дух Святой может наделить ещё силой исцелять, изгонять бесов, творить чудеса, но эта сила имеет лишь вспомогательное значение. Главная сила Духа Святого заключается в освящении нас, наделении нас твёрдой верой, что мы можем очиститься от всякого греха и достичь совершенства.

Действие Духа Святого.

Так как же действует Дух Святой? Как мы уже говорили, Дух Святой - это голос, мысль Бога в нас. Вы, наверное, уже заметили, что в нас на уровне мыслей действуют две силы: одна тянет нас к злу, другая к добру. Мысли от Бога, ведущие к добру, это и есть действие Святого Духа.

Если вы встали на путь очищения, то наверняка у вас есть какие-то проблемы, какой-то порок, с которым у вас возникают трудности. Вы всё время ходите, думаете и внутри себя задаёте Богу вопрос: «Как мне победить этот порок?» Конечно, Бог не скажет вам «прямо в уши» русскими словами, но если мы настойчивы, тверды и полны решимости, Господь покажет наглядно всю отвратительность этого порока, что неминуемо вызовет отвращение к нему. И тогда проблема может отпасть сама собой.

Один брат поделился таким духовным опытом: «Я часто ловил себя на мысли, что в беседе с кем-то возвышаюсь, проявляю надмение и высокомерие, кичусь знаниями и образованностью. Как бы я не старался удержать себя, но вольно и невольно опять скатывался к тому, что ставил себя выше других. Тогда я стал молиться Богу и спрашивать Его, как мне победить этот грех, ведь моё высокомерие отталкивало от меня людей, вызывая отвращение. И вот однажды, когда я посетил одно собрание верующих, то увидел наглядно, как отвратительно выглядит то, когда люди самовозвышаются и кичатся. Когда в собрание вошли «старшие братья» с задранными носами и всем свои видом показали, какие они образованные, знающие и опытные, то разговаривать с ними сразу отпало желание. Дух Святой в этот момент мне внутри сказал: «Смотри, полюбуйся на себя со стороны, как возвышаться противно и отталкивающе». Действительно, это было омерзительно. После этого я сразу перестал даже искушаться возвышением себя. Дух Святой сделал так, что я переродился духом в этом вопросе, и это искушение перестало для меня существовать».

Именно так действует Дух Святой - наш Наставник, Учитель и Увещеватель. Он помогает родиться свыше в каждом конкретном случае, чтобы полностью очиститься и во всём обрести натуру Бога - Божеское естество.

Отходит ли Дух Святой?

Каждый верующий при искреннем покаянии получает Святой Дух. Покаяние примиряет его с Богом, что делает его чистым настолько, что Святой Дух - мысль Бога - может явиться в нем. Но что происходит дальше? Если он слушает Бога и распинает свои пороки, на которые Господь указывает, то всё больше и больше начинает слышать Его голос. Если же напротив, противится Духу, оправдывается, извиняет свои грехи, то естественно Дух Святой отходит от него. Совесть такого человека всё меньше и меньше осуждает его, пока в конце концов полностью не сгорит. Такой человек может остаться верующим, но он будет исключительно религиозным, занимающимся формами религии, при этом совершенно забыв про внутреннее очищение. Так выглядит почти всё сегодняшнее псевдо-христианство.