zakhey.jpg
«И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (От Луки 19:1-10).

Это очередной урок Христа, рассказывающий о Царстве Небесном. Казалось бы, ничего назидательного в этом уроке нет, но это только на первый взгляд. Тем не менее, эта история учит нас быть сострадательными, долготерпеливыми, снисходительными ко всем, даже к тем, кто вроде бы этого не достоин.

Как мы понимаем из этой истории, Закхей был мытарем, другими словами сборщиком налогов. Мытари в ту пору были самыми презираемыми людьми, и считались грешниками, наравне с грабителями, вымогателями и разбойниками. Их настолько презирали, что не приветствовали и не посещали их дом. В ту пору, невозможно было даже себе представить, что Бог может проявить к таким людям хоть какую-то благосклонность. Тем не менее, Иисус говорит Закхею очень странные слова: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Иисус, являясь Сыном Божьим, имеющим власть прощать грехи, мог простить Закхея, но объявить его духовным сыном Авраама, это не укладывается в голове. Ведь сын Авраама, это человек в первую очередь имеющий веру и дела Авраама. Как же Иисус смог увидеть в явном грешнике – праведника? Мало того, Иисус говорит совсем уж непонятные слова: «ныне пришло спасение дому сему». Может Иисус обознался и по ошибке похвалил мытаря, не зная, кто он в действительности? Конечно же нет, Иисус знал кто перед ним.

Обратите внимание на то, что глазами Христа, Закхей выглядел праведным, а глазами всего народа – отъявленным грешником. В этом и заключается наставление Христа. Этим уроком Иисус учит нас смотреть не на должность, не на внешние признаки, а на внутренние. Иисус видел в Закхее человека, который любит праведность, но в силу обстоятельств был вынужден идти против совести. Ведь если призадуматься, то ведь никто так не пролил свет правды и любви на его жизнь. Он видел только укоры и оскорбления. Он привык, что все до одного хитрят, чтобы укрыться от налогов. Он видел, как те священники, что хвалились праведностью и богоизбранностью, на само деле, такие же грешники, как и все. Он видел лицемерие, притворство фарисеев и такое же как у всех нежелание платить налоги. Потому живя среди пройдох и обманщиков, он поневоле вынужден был быть хитрым, жестким и изворотливым. Живя среди волков, поневоле становишься волком и Закхей этому не исключение.

Получилось так, что те священники и те верующие, которые по идее были призваны к тому, чтобы приводить таких как он к Богу, наоборот, только отталкивали и, своим брезгливым и лицемерным поведением. К сожалению, сегодня так происходит повсеместно. Мало кто излучает свет своей праведной и безупречной жизнью, становясь примером чистоты, честности и святости. Потому, не видя света, многие вынуждены так и сидеть во тьме.

Закхею повезло, в отличии от многих сидящих во тьме. Ему повстречался Христос и протянул руку любви, благожелательности и прощения. Иисус не стал упрекать его в грехах и отчитывать как мальчика. Иисус не стал проклинать его и пугать вечными муками в аду. Но Иисус оказал ему честь, как отец блудному сыну. Иисус просто показал, какое Его Царство в которое Он зовёт. Иисус показал, что Царство Божие, это благожелательность, нелицеприятие, беспристрастность и благосклонность, даже к тем, кто этого не заслуживают.

Поэтому Закхей, в миг преображается. «Господи! «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Теперь он может быть тем, кем мечтал быть многие годы. Теперь в сердце Закхея появилась надежда, что и он теперь может войти в Царство Божие, ведь Царь этого Царства самый справедливый, самый нелицеприятный, самый благожелательный из всех царей.

Понимая этот урок Христа, мы больше никому не должны преграждать вход в Божье Царство, а даже наоборот, приглашать всех в Него, своим радушием и доброжелательностью, являя святость Христа.