farisei-mitar.jpg
«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:9-14).

Эти слова Христа обращены к верующим, которые сами записывают себя в праведные, потому самовозвышаются. В данном случае, Иисус привёл в пример фарисея, который сравнивая себя с мытарем посчитал, что на его фоне, он очень даже не плох. Часто верующие, сравнивая себя с мирскими людьми: с пьяницами, злоречивыми, гулящими, начинают считать себя духовными - некой избранной кастой, особой небесной элитой голубых небесных кровей. На фоне прочих людей, они выглядят намного лучше: не курят, не пьют, не ругаются матом. Что по их мнению, автоматически записывает их в спасенные и посаженные с Христом на небеса. Как правило, такие люди брезгливо относятся к неверующим, смотрят на них свысока и надменно. Но разве такое надменное и высокомерное поведение свойственно для Царства Небесного? Конечно нет, именно поэтому, заметив такое уничижение в адрес неверующих, Иисус и произносит притчу о фарисее и мытаре.

Ошибка всех «самоправедников» в том, что они сами записывают себя в праведники на основании того, что лучше грешников. Но это совсем не правильно. Сравнивать себя и свою праведность надо с Христом. Тогда, какой бы человек не был духовным, каких бы высот не достиг в небесном возрастании, на фоне праведности Христа, он всё равно будет ничтожным. Если я взираю на Христа, который безграничен в святости, праведности, мудрости и любви, то я на фоне Его всегда буду выглядеть далеко не святым. Каким бы высоко духовным я не стал, каким бы не стал хорошим, насколько бы всех людей не обогнал в праведности, но по сравнению с Христом, я всегда буду ощущать своё несовершенство.

Следовательно, если верующий человек проявляет надменность и высокомерие, это свидетельствует о том, что он не взирает на Христа и не берёт с Него пример. А раз он не взирает на Христа, то взирает на нечто другое, с чем очень удобно себя сравнивать. Например, с церковными правилами и предписаниями. Мол, я свинину не ем, десятины сдаю, субботу чту, в хоре пою, Библию читаю, значит, я праведен. А вот те и те, они грешники, потому что этого не исполняют. Но подобное рассуждение в корне ошибочно.

Критерием святости, праведности и чистоты, является Христос, а не церковные предписания, которые зачастую просто выдуманы людьми, для извлечения выгоды и получения власти над людьми. Критерием святости является Христова щедрость, доброта, жертвенность, кротость, незлопамятность, целомудрие и т.д. Этим мы и должны мерить свою праведность.

Обратим внимание, что из двоих в этой притче раскаивается только мытарь. Фарисей же ни сколько не раскаивается, хотя как раз его грехи и очевидны: высокомерие, гордыня, самодовольство, презрение, самоправедность и т.д. Так же Иисус многократно упрекал фарисеев в лицемерии, когда они лишь делали вид праведности, сами же были полны нечистоты. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матф.23:27). Следовательно, такие «праведники», сравнивающие себя с грешниками, меряющие себя законами, церковными правилами на самом же деле никакого отношения к праведникам не имеют и доступ в Божье Царство им закрыт.

Поэтому Иисус говорит «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет». Часто, посещая какое-нибудь собрание верующих можно видеть эдаких «важных птиц», из числа церковных лидеров. Они всем своим видом показывают, что особенные, что отмечены Богом, и являются Его представителями. Они всегда ходят с задранным носом, свысока смотрят на других, занимая в собрании исключительно первые места. Это само по себе выглядит отталкивающе, ведь такое поведение говорит не о духовности зазнавшегося, а наоборот, говорит о его бесдуховности, ведь он нисколько не слышит Святого Духа.

И наоборот, если человек унижает сам себя, то будет возвышен - «унижающий себя возвысится». Ведь скромность человека, его низкие мысли о себе, его непритязательность, говорят о Его духовности и о том, что он слышит Бога. Всякий сознающий своё несовершенство имеет шанс усовершиться и стать как Христос. Всякий, кто имеет низкие мысли о себе, кто является нищим духом, кто чувствует свою нужду и зависимость от Святого Духа, тот получает помощь свыше. Дух Бога наставляет такого человека всё больше и больше, до тех пор, пока Божеское естество не проявится в нём в полной мере. И такой человек естественно будет возвышен. Но он будет возвышен не мирскими людьми, которые нисколько не ценят то, что считается высоким у Бога. Он будет возвышен теми, кто праведность и внутренне богатство считают самым лучшим сокровищем. Его по достоинству оценят только в Царстве Небесном, в истинной христианской общине